Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов" г. Жирновска Жирновского муниципального района Волгоградской области

403770, Волгоградская область, Жирновский район, г. Жирновск, ул. Лесная, 15
ДИРЕКТОР

+ 7(84454) 5-51-63

shkola3_34@mail.ru
ПРИЕМНАЯ

+ 7(84454) 5-51-27

shkola3_34@mail.ru

Школьный музей

ВИРТУАЛЬНЫЙ ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ


ИСТОРИЯ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ

                                                                                                                                   Чем дальше в будущее смотрим,

                                                                                                                                   Тем больше прошлым дорожим…

 

Музей образовательного учреждения отличается от обычного музея. Он обладает такими качественными и количественными параметрами открытости, которые, в конечном итоге, определяют его уникальность по сравнению с другими музеями.

Музей образовательного учреждения – это особая культурно-образовательная среда, в основе которой лежит экспозиция музея, как основная форма музейной коммуникации, образовательные и воспитательные цели которой осуществляются путём демонстрации музейных предметов. Но, прежде всего, музей – это хранилище социальной памяти, а уж потом – многоёмкое и комплексное учреждение с разнообразными формами деятельности.

В 1985 году в Жирновской средней школе № 4 была создана комната боевой и трудовой славы. Был собран большой материал о военной истории края, позволяющий на местном краеведческом материале изучать историю Великой Отечественной войны. За большую поисково-исследовательскую работу, общественно-полезную работу, создание интересных экспозиций и успехи в воспитании учащихся 15 декабря 1986 года присвоен статус «Школьный музей Боевой славы».    

Руководителем музея стал Сафронов Юрий Петрович. Как много было сделано этим творческим человеком, художником по натуре, историком по образованию, офицером Советской Армии. Музей стал центром патриотического воспитания всех учебных заведений города и района. В его стенах проходили слеты, встречи, совещания с приглашением участников Великой Отечественной войны и боевых действий.

В 2007 году был назначен новый руководитель музея – Погребная Валентина Ивановна. Эта неугомонная женщина с большой энергией подхватила эстафету патриотического воспитания. Школьный музей расширил свои возможности. Был создан Совет музея «Инициативная молодежь». Учащиеся принимали активное участие в организации мероприятий, экскурсий, встреч.

В день Памяти 2 февраля 2008 года был открыт Зал Сталинградской Славы.

Зал Сталинградской Славы связал единой нитью музеи и школы района, области. Крепкая дружба завязалась между активистами музейного движения города Жирновска и города Серебряные Пруды Московской области, родины защитника Сталинграда, полководца Чуйкова Василия Ивановича.

В 2011 году огромную помощь в реконструкции музея оказали меценаты и администрация города Жирновска и жирновского муниципального района. Даже во время ремонта не остановилась работа музея. Продолжалась работа по сбору материала для музея, оформления новых стендов и витрин. Ребята организовывали встречи с ветеранами войны, ездили на экскурсии в музеи, проводили мероприятия, посвященные памятным датам.

В августе 2015 г. образовалась  МКОУ "СШ с углубленным изучением отдельных предметов" в результате слияния двух других: МОУ "СОШ №3 г. Жирновска" и МОУ "СОШ №4 г. Жирновска".  Руководителями музея стали: Щавинская Ольга Львовна, Бойко Наталья Алексеевна.

В 2019 году было принято решение об открытии виртуального школьного музея. Ответственный за осуществлении работы музея- Прокопенко Валентина Васильевна.

На современном этапе приоритетным направлением в работе школьного музея надо признать переход от экспозиционно-экскурсоводческой работы к музейной педагогике и поисково-исследовательской деятельности и развитие инновационных процессов. Это способствует развитию у детей творческих способностей, интереса к различным областям знаний, потребности в глубоком познании окружающего мира в целом и Малой Родины в частности, и как следствие этого, формирования у молодого поколения осознанной активной гражданской позиции, что и является, в конечном счете, целью деятельности школы, как одного из центров образовательного и воспитательного пространства.

Основной целью работы музея является актуализация приоритетных задач учебно-воспитательного процесса подрастающего поколения на современном этапе – прежде всего воспитание личности патриота и гражданина, через использование оригинальных, наиболее эффективных форм воспитательной работы (фестивалей, тематических праздников, поездок, экскурсий) в сочетании традиционных и инновационных подходов воспитательной работы школы.   

Музей школы  – это музей, созданный руками учителей, учащихся и для учителей, учащихся и жителей города и района. Школьный музей строит свою работу в расчёте на учащихся. Поэтому понятия «актив», «активность», «орган музейного самоуправления» являются ключевыми в концепции школьного музея. Работа музея образовательного учреждения строится на основе самоуправления. Руководит ею Совет музея. Из числа членов Совета избирается председатель совета, его заместитель, руководители групп (секций) музея: поисковой, экскурсионной, экспозиционной.

Работа музея направлена: на организацию культурно-просветительской, методической; информационной деятельности; на тесное сотрудничество с детским самоуправлением; на встречу с героями ВОВ, героями локальных войн; на проведение классных часов, тематических уроков, посвященных героям   войны.
        Одним из основных критериев в оценке работы школьного музея является разнообразие форм массовой и учебно-воспитательной работы: проведение экскурсий и уроков по экспозициям; встреч с участниками войн; работа с музеями школ района и области, с местным населением.   Вся эта работа невозможна без привлечения к работе родителей и педагогов-предметников: работа в музее обязательно предусматривает интегрированные уроки с учителями истории, литературы, музыки, ИЗО, ОБЖ. Подобные музейные уроки помогают ребятам больше узнать об истории родного края, о людях, которые совершали подвиги – все это закладывает основы духовно-нравственного формирования личности.

Направления деятельности школьного музея:

1- Поисково-собирательское. Это направление даёт возможность учащимся проявить себя в исследовательской работе, проявить свои исследовательские умения. В рамках исследования разрабатываются различные темы, интересующие школьников. Возможно также получение дополнительных сведений по данной теме в районном и областном музее и архиве, в обществе ветеранов, из бесед с местными жителями – очевидцами или участниками тех или иных событий. На всех этапах работы заносятся записи в дневник исследования, собираются видео и аудиодокументы.

2- Экспозиционное (оформительское). Специфика музейной экспозиции заключается в том, что то или иное событие отражается в ней с помощью не только музейных предметов, но и художественных и технических средств. И поэтому над музейной экспозицией работает большой коллектив – учащиеся, учителя, привлекаются художники педагогического колледжа, школы искусств города.                                                                                                                                         

3- Экскурсионное. Особенностью музейной экскурсии является сочетание показа и рассказа при главенствующей роли зрительного восприятия, которое дополняется впечатлениями и моторного характера: осмотр с разных точек зрения, на различном расстоянии. Экскурсоводом может быть каждый, кто любит музей, умеет интересно рассказывать, стремится к новым знаниям. Подготовка и проведение экскурсии в школьном музее – непростое дело. Оно требует настойчивости, больших знаний, специальных навыков. Подготовка к выбору темы, составлению текста экскурсии проводится под руководством совета и руководителя музея.

Сегодня школьный музей работает над содержанием следующих программ – «Первые шаги в исследование», «Дизайн экспозиций школьного музея», «Основы экскурсионной работы». Реализация этих программ в процессе активной деятельности даст школьнику расширение образовательных возможностей. Образовательная возможность является потенциалом для становления и развития той или иной компетентности, заложенный в содержательных элементах образовательной среды школьного музея. За короткий период деятельности музея школы  было проведено более 5 исследований с использованием этих методов: «Жертвы политических репрессий»; «Ветераны Великой Отечественной войны», «Герои Сталинградской битвы», «Учителя – герои Великой Отечественной войны»; «Выпускники школы – участники военных конфликтов».

На базе музея проходят различные мероприятия: олимпиады по военной истории, читательские конференции, уроки мужества, уроки-реквиемы, конкурсы патриотической песни, инсценированной военной песни, конкурсы чтецов стихотворений о Великой Отечественной войне, рыцарские турниры, конкурсы будущих призывников, проводимые в рамках месячника оборонно-массовой работы.

Совет музея и учащиеся школы оказывают помощь престарелым и пожилым людям. Такая деятельность способствует формированию гражданских навыков: обогащения своего социального опыта путем активного включения в реальную жизнь, уважения мнения другого человека, открытости к диалогу, критического мышления. Благодаря чему понятие «Отечество» усваивается на более высоком уровне в единстве знаний чувств и практической деятельности.

У каждого музея должна быть своя изюминка, своя душа, что-то такое, что отличает от другого, то единственное и особенное, что посетитель может встретить только у нас. У нас душа музея родилась и срослась вместе с нами, педагогами и учащимися. Пусть иногда бывает трудно, пусть не всегда хватает времени и средств, но в наш музей приходят неравнодушные люди, творческие педагоги и любознательные дети. Именно они своей деятельностью доказывают, что музей особенно востребован и нужен всем: от маленького ребёнка до взрослого.

Музей школы – это не просто хранитель памяти поколений, это центр образования, коммуникации, культурной информации, способный удовлетворить познавательные, общеэстетические потребности детей, повысить их интеллектуальный уровень, сформировать восприятие ими культурно-исторической среды, ценностное отношение к национальному наследию, нравственность, патриотизм.